Клевцова Ирина Михайловна, старший воспитатель МДОУ № 5 г. Касли
Кванториум в детском садуС октября 2021года МДОУ «Детский сад № 5 «Малыш» город Касли Каслинского муниципального района имеет статус муниципальной инновационной площадки по теме «Кванториум на базе дошкольной образовательной организации как средство развития дошкольника». Детский технопарк «Кванториум» в детском саду был организован в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование Основная идея создания «Кванториума» заключается в создании современной интерактивной образовательной среды, лабораторного комплекса с современным оборудованием, позволяющим реализовывать программы и проекты, ориентированные на развитие технического творчества и познавательно-исследовательской деятельности (или исследовательского поведения) дошкольника в естественной форме, в виде так называемого "детского экспериментирования" с предметами или «вербального исследования» (когда ребенок задает взрослому вопросы исследовательского типа: почему? зачем? как?). Мы окрыли для дошкольников научные лаборатории и творческие мастерские («квантумы»), где начиная с младшего возраста дети знакомятся с конструированием, моделированием, проектированием и проводят свои первые естественно-научные эксперименты. Занятия в квантумах направлены на развитие ранней профориентации. Будущие ученые, конструкторы, инженеры, экологи развивают изобретательское и экологическое мышление, приобретают навыки работы над проектами, учатся правильно ставить задачи и решать их, работать в команде. Робототехника, легоконструирование, тикомоделирование, экология, детские лаборатории юного исследователя, образовательные проекты «Азбука профессий» «Финансовая грамотность», применимы на сегодняшний день во всех дошкольных образовательных организациях. Инновационность идеи заключается в объединении перечисленных направлений развития детского творчества в единую концепцию. Мы стремимся создать единое пространство для юных исследователей дошкольного возраста, оснащённое современным цифровым и игровым оборудованием, которое отвечает требованиям современной государственной политики в сфере образования. Как организовать образовательное пространство?В каждой группе детского сада есть Центр игры. В рамках реализации нашего проекта мы пополнили игровые уголки групп развивающими играми в соответствии с направлением работы в квантумах. Так, в «Тикоквантуме» одной из подготовительной групп используют конструктор объёмного моделирования Тико. Здесь дошкольники осваивают Тикомоделирование. Тикоконструктор - доставляет ребёнку много приятных минут, позволяетсоздать много разнообразных тематических фигур конструкций, открывает неведомые ранее творческие спопобности ребенка, укрепляет детские пальчики и кисти. Набор ТИКО способствует развитию мелкой моторики рук, формирует умения фантазировать и изобретать! В «Легоквантуме» другой подготовительной группы используют лего-конструктор «Эрудит». Здесь дошкольники занимаются Лего-конструированием. Знакомятся с конструированием, простыми механизмами и соединениями. Конструктор LEGO Education развивает логику и мышление, коммуникативные навыки, интерес к наукам, инженерию и проектирование, моторику и ловкость, творческое мышление, навыки ведения проектов. В «Робоквантуме» старшей группы ребята изучают основы робототехники, осваивая КОНСТРУКТОР ROBOT SET. Собрать по инструкции 12 роботов у ребят получается без труда! Погружение в мир фэнтези и робототехники полезно: играя, дети приобретают новые знания в геометрии, механике, моделировании. Занятия с таким конструктором позволяют развить технологические и инженерные знания, творческие способности, открывают возможности абстрактного и пространственного мышления. В «Энерджиквантуме» средней группы дети осваивают электронный конструктор «Знаток»: Первые шаги в электронике» В рамках работы этого квантума проходит проведение естественно – научных опытов: • Эксперименты с источниками света и звука, знакомство с принципами распространения и преломления света, отражением в зеркале и стекле, цвет света, линзы, • Эксперименты со звуком: откуда возникает звук, как можно увидеть и почувствовать его, как сконструировать забавный телефон, Опыты с магнитами продемонстрируют, как работает магнит, что сила притяжения и способность намагничивать другие предметы у разных магнитов разная. В «Экоквантуме» второй младшей группы организована лаборатория юного исследователя. Здесь дети совершают настоящие научные экспедиции и проводят исследования окружающего мира. Знакомятся с погодными явлениями, с помощью различных приборов, измеряющими погодные условия и с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время. Проводятся экологические занятия на тему знаний времен года, природных явлений и т.д. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста одно из важных направлений современного дошкольного образования. Путешествуя, играя с «Азбукой профессий» наши воспитанники узнают много нового и интересного. С первой младшей группы организуется образовательные проекты в «Профиквантуме» по знакомству детей с профессиями, а в старших группах по основам финансовой грамотности. Модель детского технопарка «Кванториум» создана в МДОУ «Детский сад № 5» на основе существующих объединений дополнительного образования и строится по принципу проблемного обучения в свойственном ребенку дошкольнику формате игры. Образовательное пространство технопарка включает в себя 6 творческих лабораторий для детей дошкольного возраста, которые реализуются в следующих квантумах: «Тикоквантум», «Энерджиквантум», «Легоквантум», «Робоквантум», «Профиквантум», «Экоквантум». Особенность нашего детского технопарка «Кванториум» в том, что развивающие игры одного квантума возможно внести в деятельность другого квантума. Таким образом, происходит интеграция образовательных лабораторий (квантумов) всех групп детского сада. Деятельность детского технопарка «Кванториум» для детей дошкольного возраста ориентирована на осуществление следующих видов деятельности: разработка и реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ и проектов технического и естественно-научного содержания, соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста организация игровых практикумов, моделирующих особенности различных инженерных и рабочих профессий организация образовательных лабораторий (технического и естественно-научного профиля) знакомство детей с различного рода технологическим оборудованием, которое используется в исследовательской и технической деятельности обеспечение средствами обучения создание и использование медиатеки организация фестивалей, конкурсов («Мир профессий, «Мои первые изобретения», «Экология в рисунках»), выставок-презентаций детского творчества в рамках реализации проектов «ТЕМП», «ЭКОТЕМП». сопровождение индивидуальных и групповых представлений детьми результатов поисковой, конструктивно-модельной деятельности, создание банка детских идей, находок и предложений, организация совместной поисковой, конструктивно – модельной деятельности детей и их родителей обеспечение доступа общественности (педагогической, родительской) к нормативной и методической документации, регламентирующей организацию деятельности детского технопарка. Создавая технопарк в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, мы решаем задачи преемственности начального и дошкольного образования и готовим выпускника детского сада, который завтра придет в детские технопарки «Точки роста» и «Кванториумы» для школьников. Такому ребенку будет легче адаптироваться и реализовывать свои знания в современных условиях. Ожидаемый социальный эффект деятельности образовательного технопаркаСоздание детского технопарка «Кванториум» в рамках дошкольной образовательной организации в системе интеграции шести лабораторий – «квантумов» показывает: · Видоизменилась развивающая предметно-пространственная среда. · Разработаны образовательные практики технической и естественно-научной направленности с использованием современных образовательных конструкторов и опытно- экспериментальных наборов · Сформированность инновационного пространства и ранней профориентации детей дошкольного возраста, их панорамных представлений о рабочих и инженерных профессиях, способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к профессиям. · Получение нового опыта и освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно- научного и технического направлений · Воспитанники дошкольного учреждения принимают участие в конкурсах разного уровня естественно-начного и технического направлений, становятся победителями и призерами. · Социальный эффект мы видим в заинтересованности общеобразовательных организаций в выпускниках дошкольного образования, получивших опыт в проектной, конструктивно-модельной, поисковой, исследовательской деятельности по естественно - научному и техническому направлениям. · Социальный эффект для родителей воспитанников мы видим в наличии образовательного пространства для реализации детской активности и творчества. Подводя итог, хочется отметить, что организация детского технопарка «Кванториум» позволяет дошкольному учреждению создать единое образовательное пространство для реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ и современных образовательных технологий дошкольного образования. Создание детского технопарка в дошкольной образовательной организации процесс творческий и увлекательный. Стоит только захотеть и проанализировать имеющиеся ресурсы. 5 апреля 2022 в 10:25
Прикреплённые файлы:Документ: Кванториум в детском саду Описание файла:Файл называется: prezentacija-microsoft-powerpoint_sc66a.ppt Это официальный файл организации «Клевцова Ирина Михайловна, старший воспитатель МДОУ № 5 г. Касли», в нём содержится Кванториум в детском саду. Размер файла: 3,18 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.